От площади Революции по направлению к стадиону «Динамо» и далее к товарной станции Вологда-1, до Вологодского хладокомбината протянулась улица им. Жданова.
В прошлом, до революционного периода, эта улица состояла из трех, продолжающих одна другую, а именно: Афанасьевская – она же Гробовые ряды, набережная Золотухи и, наконец, Фроловская.
После Октябрьской революции Афанасьевская улица была переименована в улицу Осовиахима, а улица Фроловская – в улицу Транспортную.
В прошлом Фроловская улица (по данным писцовых книг 1627 г.) находилась в Нижнем посаде города Вологды и свое название получила от церкви Фрола и Лавра. Церковь в те времена была деревянной и позднее, т.е. в 1676 г., была построена каменная церковь Николая Чудотворца, «что на Глинках». С тех пор эта церковь в простонародии именовалась «Николо-Глинковская».
В книге С.Непеина приводятся данные, что с 1618 г. по 1639 г. церковь Фрола и Лавра находилась в Россыльничьей слободе, на мысе, образуемом при слиянии речек Содимка, Чернавка и Копанка, составивших в дальнейшем речку Золотуху.
Дополнительное название церкви Глинковская происходит от толстого слоя глины, вынутого при копании Золотухи.
Во Фроловском приходе жил и основатель Духова монастыря – монах Галактион, который погиб в 1612 г. при набеге поляков.
В летописи г. Вологды имеются сведения, что на речке Золотухе имелась водяная мельница, принадлежавшая монастырю, но, по другим данным, мельница принадлежала архиерейскому дому.
Эти сведения приводятся потому, что при небольшой заселенности города в целом и, в частности, Нижнего посада, расположения церкви, монастыря и их владений, безусловно, граничили и могли входить в состав улицы Фроловской.
В предреволюционные годы на Афанасьевскую улицу выходили фасады зданий гостиниц-ресторанов «Пассаж» и «Эрмитаж», а в Гробовых рядах торговали щепным и бондарным товаром, мебелью и гробами. На этом месте теперь здание областной библиотеки им. И.В.Бабушкина.
Каменные дома на улице в прошлом ограничивались указанными гостиницами, домом Взаимного страхования имущества от огня (угол ул. Урицкого), несколькими зданиями, принадлежащими купцам Грачеву, Гусеву и другим, а также зданием пересыльной тюрьмы, в остальной части улица была застроена деревянными домами.
На набережной Золотухи, по правому берегу от ул. Дворянской-Ектерининской (теперь ул. Герцена) был дровяной рынок. Дрова для продажи доставляли крестьяне из селений, расположенных вокруг города в радиусе до 20-25 км.
Революционное прошлое улицы
В 1872 году начала действовать вновь построенная узкоколейная железная дорога Ярославль-Вологда. Пассажирский вокзал станции находился на улице Фроловка, теперь в этом деревянном здании находится товарная станция.
Появление в Вологде рабочих-железнодорожников, естественно, обусловило участье их в революционных событиях 1905-1907 гг.
Так, 14 октября 1905 г. на товарной станции Вологда 1-я состоялся митинг рабочих, служащих станции. Решался вопрос о присоединении к всеобщей забастовке железнодорожников.
7 марта 1906 года на товарной станции Вологда-1 были разбросаны прокламации Петербургского объединенного комитета РСДРП.
Участию рабочих-вологжан в революционных событьях 1905-1907 гг. содействовало и то обстоятельство, что Вологду царское правительство использовало как место ссылки политических деятелей.
В пересыльной тюрьме на набережной Золотухи (угол ул. Герцена) побывали или прошли через нее многие из видных большевиков, в частности, Луначарский, Мануильский, Брюханов, Позерн, Милютин и другие.
Тюрьма была с суровым, жестким режимом для заключенных.
Здание тюрьмы было построено с благотворительной целью (врачом города Левашовым) с использованием его как ночлежного дома, и только позднее было приспособлено под тюрьму. В настоящее время здание используется как склад ветеринарного оборудования и медикаментов.
В деревянном двухэтажном доме №33 в 1912 г. отбывал ссылку И.В.Сталин. В доме №2, где сейчас находится городская поликлиника, в 1917 году размещались отряды Красной Гвардии, а в годы гражданской войны формировались коммунистические подразделения для борьбы с белогвардейцами и интервентами.
Улица в наши дни
Если до Октябрьской революции улица брала начало от площади, характерным признаком которой были три подряд стоящие церкви, против которой в доме городской управы находилось полицейское управление города, а с северной стороны рестораны, в нижних этажах которых были торговые заведения купцов Грачева, Буткина, Скворцова и других, то в наши дни улица Жданова начинается от площади Революции и красивого сквера против дома горсовета. Эта площадь, сквер и сад – любимое место для прогулок и отдыха вологжан.
На улице находятся здания обкомов КПСС и ВЛКСМ, областной библиотеки им. Бабушкина, гарнизонный Дом офицеров, филиал политехнического института, профтехучилище железнодорожников, Дом художника, городская поликлиника, детская поликлиника, ясли-сад и ряд других городских учреждений.
На стыке с улицей Пушкина находится городской стадион «Динамо», построенный в 1965 году.
До постройки нового Дома связи на этой же улице находилась городская телефонная станция. Интересна история станции. Во-первых, она была пущена в действие 22 декабря 1898 г. для общего пользования горожан, причем первоначальное количество абонентов было только 59. В этом же здании до революции помещалось и городское почтово-телеграфное отделение.
Из писцовых книг видно, что на Золотухе в XVII веке имелась торговая баня, «а у бани держат квас бесхмельной». Сведения о ныне существующей бане имеются в справочной литературе за 1893 г., а по данным БТИ годом постройки бани значится 1883 год.
На набережной Золотухи там, где до Октябрьской революции был дровяной рынок, вниз к речке было засажено в 1948 году силами коллектива Лесхимсоюза деревьями и кустарниками, и в наши дни этот участок улицы в сочетании с левым берегом представляет сплошной зеленый массив.
В конце улицы товарный двор станции Вологда-1 и бензозаправочная станция.
В 1969 году, начиная от улицы Яшина, начато строительство крупнопанельных пятиэтажных жилых домов.
На этой же улице проектируется постройка большой гостиницы. Имеется в виду, что в будущем улица Жданова не будет использоваться для транспортных маршрутов.
Член историко-революционной секции
при Вологодском краеведческом музее
А.БИРЮКОВ
1 апреля 1969 года