Историческая справка об улице Зосимовской г. Вологды

Эта улица в г. Вологде берет свое начало от реки Вологды, от Красного моста и кончается у площади Шмидта перед вокзалом. Раньше она имела два названия: часть от вокзала и до Советского проспекта именовалась до 16 октября 1918 г. Желвунцовской ул., а затем ее назвали ул. Лассаля. После смерти М.И.Калинина улице присвоили ее имя. И правильно: Фердинанд Лассаль – это немецкий мелкобуржуазный социалист, имя которого нашей улице на ? лет было присвоено ошибочно.
Про Желвунцова имеются сведения в летописи г. Вологды: 1749 г. - открыт сургучный завод купца Желвунцова. 1754 г. – купцом Желвунцовым открыты шелковая, мишурная и белильная фабрики. По имеющимся в Вологодском краеведческом музее данным этот купец был бургомистром г. Вологды. Этим и можно объяснить первичное название улицы.
2-я часть улицы, это от Советского проспекта (бывш. Московская ул.) до Красного моста, с 16 октября 1918 г. называлась улицей Карла Маркса. А до этого времени она звалась Зосимовской улицей по Зосимо-Савватиевской церкви, что расположена в самом начале улицы у Красного моста. В настоящее время эта церковь перестроена и в ней помещается кукольный театр под названием «Теремок». 16 декабря 1959 г. улица Карла Маркса присоединена к улице Калинина с одним названием, а имя Карла Маркса присвоили Заболотной улице в Заречном районе.
Улица Калинина начинается от деревянного Красного моста. Этот мост был построен в 1847 году и впоследствии неоднократно ремонтировался и перестраивался. Большая реконструкция его с перестройкой и увеличением пролета для более свободного прохода льда была произведена Вологодской стройконторой под руководством прораба В.А.Быстрова в тридцатых годах. В настоящее время мост совершенно обветшал и для транспорта закрыт, является только пешеходным. На этом месте проектируется постройка нового моста.
До революции улица была застроена исключительно деревянными одно- и двухэтажными домами. Каменных было только два дома, первые от моста за №№1 и 3. Они стоят и сейчас.
Дом №1. Здесь были палаты третьего Соловецкого подворья. Перестройка их в 1780-1783 годах произведена по проекту ярославского архитектора И.М.Левенгагена под дом генерал-губернатора. В 1799 г. в этом здании были размещены присутственные места, при этом по Зосимовской ул. (ул. Калинина) была построена крыша. В 1831 г. здание пострадало от пожара и более 40 лет стояло обгоревшим. В семидесятых годах XIX века здание восстановлено с надстройкой 3-го этажа, после чего в 1876 г. в нем было размещено реальное училище. В 1968 г. по ул. Калинина к зданию сделана 3-х этажная пристройка. После революции и до настоящих дней здесь помещается средняя школа №1.
Дом №3. 3-хэтажное каменное здание б. купца Грачева. До революции в нем помещался Соединенный банк. После революции в нем формировались и размещались части Красной Армии, а с конца 1920 г. здание передано под типографию. В настоящее время – областная типография, которая будет там до постройки нового здания на Октябрьской улице.
Из деревянных зданий можно выделить следующие:
Рядом с домом №3 в 1874 г. был построен городской театр. В 1932 г. он сгорел. Существовал 58 лет.
Дом №43. Деревянный, одноэтажный, в нем жил в 1909-1911 годах в вологодской ссылке В.М.Молотов.
Дом №73. Принадлежал начальнику дистанции, а затем начальнику отделения службы пути Московско-Ярославской жел. дороги и в то же время, по совместительству, архитектору города Вологды Карлу Фридриховичу Цех. Отличается своей архитектурной обработкой фасада, своими деревянными кружевами. В двадцатые годы в нем размещалась Вологодская губчека, а затем Вологодский губернский отдел ОГПУ. В настоящее время занят детским садом.
Следующий за ним дом №75 на углу улиц Калинина и Герцена принадлежал председателю Вологодской губернской земской управы А.А.Можайскому, который написал и доложил 16 мая 1909 года на заседании междуведомственной комиссии план работы по улучшению и развитию водных путей на Севере России (ВОГА, ф.34, ЭКО, д.176, л. 9-14). Это сын А.Ф.Можайского, который первый разработал идею на аппаратах тяжелее воздуха, создал первый самолет, совершивший 20 июля 1882 г. первый в мире полет.
А.Ф.Можайский жил в имении своей жены в с. Котельниково в 12 км от Вологды по Пошехонскому тракту. Здесь были задуманы и осуществлены многие его смелые замыслы. Братья Райт знали об этих опытах Можайского и использовали их, сконструировав самолет, на котором через 20 лет поднялись в воздух. Приоритет остается за первым русским изобретателем А.Ф.Можайским. В доме с. Котельниково организован музей.
В жилом доме №75 по улице Калинина в 1925 г. размещался 21-й дивизион войск ОГПУ. Следующий угловой дом под №77 принадлежал известному в то время врачу Францу Францевичу Ульрих – старшему врачу городской земской больницы, доктору медицины. Он еще совмещал и должность единственного врача на станции Вологда М.Я.А. жел. дороги. Напечатал монографию «Вологодская губернская больница за время заведывания ею губернским земством». В монографии описана хирургическая работа в больнице. В этом доме уже более сорока лет размещается детский сад.
На углу улиц Калинина и Жданова хорошо сохранился большой 2-х этажный деревянный жилой дом №103, в котором размещалась почта. Кроме обслуживания по железной дороге, почта отправлялась по трактам:
а) на Устюг 3 раза в неделю, б) на Вельск и Верховажье 2 раза в неделю, в) на Вельск, Верховажье и Холмогоры один раз в неделю, г) на Кубенское и Новленское 2 раза в неделю, д) в Кадников один раз в неделю. И отправление, и прибытие почты было в постоянно назначенные дни, часы и минуты.
Я помню, говорит Владимир Панов, как в декабре 1905 г. во время забастовки демонстранты, следовавшие с вокзала в город, снимали здесь с работы почтовиков.
Здания Вологодского техникума железнодорожного транспорта сейчас считаются на Техникумовском переулке, а раньше, в 1902 г., когда начали строить эти здания для технического железнодорожного училища, они считались по Желвунцовской улице. До прокладки железной дороги и постройки технического училища здесь, с Желвунцовской улицы, отходила и шла далее по берегу реки Копанки грунтовая дорога в сельскую местность – в Осаново, Емельяново, Петровское, Козицино, в усадьбу Брянчанинова Покровское, теперь туберкулезный санаторий. На этой дороге, на участке, отведенном для строительства технического училища, стояла ветряная мукомольная мельница А.Н.Николаева. Здесь был край города.
Техническое железнодорожное училище было организовано в 1902 г., и до окончания постройки учебного корпуса и мастерских на Желвунцовской улице, до 1905 г. размещалось в доме Девяткова на Малой Екатерининской ул., теперь ул. Менжинского №42. Из первого выпуска этого училища в 1905 г. в Вологде здравствуют сейчас два пенсионера: почетный железнодорожник, участник революции 1905 г., краевед Владимир Капитонович Панов и Николай Лаврентьевич Ногинов, бывший начальник этого училища.
После революции техническое училище преобразовано в железнодорожный техникум. построено еще 3 учебных корпуса. Два здесь и один большой на ул. Калинина №16. Количество учащихся с 75 чел. увеличилось до 2000 ч.
Дальше за Копанкой было построено пятиклассное железнодорожное училище, которое после революции надстроено, пристроено два крыла и каменные 2-х этажные мастерские и спортзал. Сейчас в этом здании размещается средняя железнодорожная школа №8. За этой школой к вокзалу было построено для новой железной дороги Петербург-Вологда-Вятка в 1906-1907 гг. здание приемного покоя, который существовал до постройки большого каменного 2-х этажного здания поликлиники и железнодорожной больницы в 1936 г. В настоящее время здание бывшего приемного покоя разобрано для постройки автовокзала.
Заканчивается ул. Калинина железнодорожным вокзалом, который был построен в 1896-1898 годах. Постройка вокзала на этом месте была вызвана постройкой новой железной дороги Вологда-Архангельск, движение по которой открыто в 1898 году. До этого Вологда была соединена железной дорогой, открывшейся в 1872 г., до станции Филино (Уроч), что напротив Ярославля, на левом берегу р. Волги. У этой жел. дорожной линии в Вологде был другой вокзал: 2-х этажное деревянное здание на ул. Жданова (бывшая Фроловка), построенное в 1872 г., существует и в настоящее время как жилой дом.
Новый каменный вокзал расширялся и надстраивался. В 1907 г. соавтор этой заметки, Панов Владимир, в должности техника 12 участка службы пути М.Я.А. железной дороги, производил разбивку под помещение телеграфа. Работу на этой постройке вела артель «Союз свободных каменщиков». Об этом Союзе есть сообщение «Странички истории» в газете «Красный Север» за 21 августа с.г. При дальнейшей реставрации здания вокзала надстройкой почтового отделения в 30-е годы руководил соавтор этой корреспонденции, инженер Техностроя Василий Панов.
На четной стороне ул. Калинина можно отметить следующие места и здания:
В самом начале улицы с правой стороны раньше была так называемая плац-парадная площадь. На старой фотографии зедсь можно увидеть траву, лужи и пасущийся скот. В тридцатых годах площадь была засажена различного вида деревьями. Были разбиты дорожки и клумбы. Сейчас это Кировский сквер на Советской площади гор. Вологды. В центральной части сквера, ближе к улице Калинина, в 1968 г. сооружен обелиск Славы из 3-х стен, на которых начертаны имена 143 Героев Советского Союза – вологжан, с надписью: «нрзб(?) всегда останутся в памяти героические подвиги земляков».
Дом №52. В этом месте на углу Желвунцовской и Екатерининско-Дворянской улиц в доме Калошина была открыта в 1897 году губернская глазная больница. Долгое время там работал известный в Вологде глазной врач Пирожков. В наше время, продолжатель его дела, долгое время работала Е.В.Александрович, заслуженный врач РСФСР, достойная ученица академина Филатова. В настоящее время Е.В.Александрович на пенсии, но продолжает заниматься общественными делами.
За ветхостью здание было разобрано в 1958 г., а на этом месте построены два 5-ти этажных дома на 80 квартир с аптекарским и молочным магазинами.
Областная глазная больница была переведена в 2-х этажное каменное здание, один из старейших купеческих особняков, показанный на плане еще в 1781 г., принадлежавший до революции купцам Варакиным.
Место на угулу улиц Желвунцовской и Малой Духовской (ныне ул. Ветошкина) носило название Самаринский сад. В этом саду, в большом деревянном 2-х этажном доме до революции был исправительный детский приют или, иначе, колония малолетних преступников, созданная на средства богатого человека, либерала и благотворителя Самарина. В двадцатых годах в этом доме размещалась 7-я отдельная стр. рота ОГПУ, а затем 21-й отд. стр. дивизион ОГПУ. В 1924 г. здание передается железнодорожникам под клуб и кино, которые помещались тут до окончания постройки 1-й очереди клуба имени Октябрьской революции в 1927 г. (КОР – ныне Дворец культуры железнодорожников).
Последний по Желвунцовской улице дом, на р. Копанке, существовал много раньше вокзала и всей постройки по ту (южную) сторону Копанки. Тогда там были кочки, болото да редкие огороды. Речка Копанка была вырыта по повелению Ивана Грозного с расчетом пропуска по ней речки Шограш для обводнения р. Содемы, которую от также отвел в западном и северном направлениях с устройством огромного рва до р. Вологды при постройке крепостных стен. Вода из Шограша не пошла, а речка с новым названием Золотуха стала новым руслом речки Содемы.
Так вот, в этом домике на Копанке, про который словами Надсона можно сказать: «Как уцелел ты, деревянный старый дом, одноэтажный дом, убогий и невидный», в 1901-1902 гг. жили революционеры, политические ссыльные – друг В.И.Ленина В.А.Карпинский, писатель А.М.Ремизов, Рябчевский, Довгелло. У них бывали Щеголев, Тучапская, В.Г.Успенская (дочь писателя Глеба Успенского) и другие. Тучапская и Успенская жили на этой же улице в доме Подосенова, теперь дом №93. Дольше всех в домике на Копанке (ныне улица Калинина, 70) жил писатель А.М.Ремизов, бюст которого, вырезанный из дерева, в 1961 г. помещался в комнате №20, зал Серова, низ Третьяковской галереи, с надписью: «Голубкина А.С. 1864-1927 гг. Портрет писателя А.М.Ремизова. 1911 г.» . Илья Эренбург в своей 3-й книге «Люди, годы, жизнь» 5-ю главу посвятил Ремизову. Там он писал, что без А.Белого и Ремизова трудно себе представить историю русской прозы, что Ремизов был наируссейшим изо всех писателей, что, будучи социал-демократом, угодил в тюрьму, шесть лет провел в ссылке, что в своих книгах «Пруд», «Крестовые сестры» Ремизов показал подлинных бесов дореволюционной России, что Ромэн Роллан в предисловии к французскому переводу «Крестовых сестер» писал, что эта книга показывает неправду старого обшества, объясняет и оправдывает бурю.
Юноша Володя Панов, живший в этом доме в то время, получил соответствующую революционную направленность и через несколько лет уже выступал как участник первой революции 1905 года (ВОГА, ? 108, д.660, лл. 120-122). В этом домике, в семье Пановых и сейчас сохранились некоторые вещи и фотографии политических ссыльных.
Просим у читателей прощения за нескромное отступление:
В этот домик, принадлежавший бабушке авторов Авдотье Ефимовне нрзб (?), кочегар депо Вологда Капитон Александрович Панов в 1889 г. переехал с семьей на жительство. В числе троих детей (дальше детей стало шестеро) был и Володя. Владимир Капитонович Панов родился в 1886 г. на этой же улице Калинина, тогда Желвунцовская, в доме М.Г.Григорьева, впоследствии дом №58. Дом этот недавно снесен под территорию Дворца культуры железнодорожников. В.К.Панов вышел на пенсию в 1957 г. с должности начальника Вологодской областной инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля.
Второй соавтор этой корреспонденции, Василий Капитонович Панов, бывший архитектор города Вологды, родился в этом же доме №70 в 1896 г. – в год закладки вокзала. В комнате, где родился он, жили в 1902-1903 гг. политссыльные Карпинский, Ремизов. Ничто не вечно, девяностолетний домик устарел и в 1970 г. будет разобран, а на этом месте построят 70 кв. 5-ти этажный жилой дом.
В 20-х и 30-х годах более значительные постройки были возведены главным образом на б. улице Карла Маркса. Это 4-х этажный каменный жилой дом КЭЧ №5 на месте сгоревшего городского театра.
В 1937 г. 3-х этажный каменный жилой дом под №2, где несколько лет жил достойнейший из всех председателей горисполкома Семен Иванович Гоглев.
2-х этажное каменное здание управления Сухонского речного пароходства №28.
2-х этажное здание за №46 средней школы, где ныне помещается Вологодский машиностроительный техникум.
Три 2-х этажных деревянных дома «Вологдалеса» в квартале между улицами Герцена и Ветошкина №56, и другие.
Нельзя не отметить деревянное строительство зданий Вологодской строительной конторы за домом №47 по б. улице Карла Маркса. На этом месте и сейчас имеется проезд во владения СМУ-211 и треста «Вологдасельстрой», получившего свое начало от Техностроя и Вологодской строительной конторы. В этой строительной организации до 1931 г. своего транспорта не было. Пользовались наемными частными возчиками. Вот здесь-то, на поле, за домом №47, в 1931 г. субботниками была выстроена первая тесовая конюшня на 12 лошадей. Затем эта конюшня была увеличена до 20-ти лошадей и больше. Здесь построили кладовые для стройматериалов и 2-х этажный деревянный дом для конторы обоза и для жилья. Зимой 1932 г. сразу за домом №47 было построено здание столовой с залом на 100 мест для рабочих-строителей.
В 1934 г., вследствие разбросанности строительных объектов по всему городу, а потому трудности обслуживания рабочих питанием в одном месте, а также вследствие переселения строительной конторы три раза с места на место, решили управление перевести в это здание, а столовую закрыть. Здесь в 1937 г. был организован Вологодский областной строительный трест – нынешний трест «Вологдасельстрой». Здесь же размещалась Вологодская строительная контора. С 1935 г. гужевой транспорт постепенно стал замещаться автотранспортом. После постройки нового каменного здания управления треста «Вологдасельстрой» здание на б. ул. Карла Маркса №47 было перестроено под общежитие рабочих треста, а в 1967 г. за ветхостью было разобрано, и рабочие переселены в новые 4-5 эт. каменные дома треста.
В 40-х, 50-х и 60-х годах на улице Калинина, после Великой Отечественной войны, размещалось большое каменное многоэтажное строительство. За это время возведены:

По нечетной стороне улицы:
Дом №1. 3-х этажная пристройка к зданию средней школы №1, в 1969 г.
Дом №63. 5-ти эт. 70 кв. жилой дом.
Дом №65а. Пожарное депо на 5 выездов с административными помещениями во втором и 3-м этажах.
4-х эт. каменный дом «Сельхозтехники» под названием Дом проектных институтов на 400 рабочих мест за №65.
Дом №69. 4-х этажный жилой дом с магазинами в первом этаже – радио, телевизоры, музыкальные инструменты, холодильники и др. электротовары.
Дом №71. 2-х эт. каменный Дом печати, в 1968 г.
Дом №79. 2-х эт. каменный жилой дом.
Дом №83. 5-ти эт. каменный 76 кв. жилой дом ГПЗ-23 с двумя магазинами в первом этаже: «Дары природы» и «Радиодетали», 1969 г.
Дом №89. 4-х этажный каменный жилой дом СЖД с большим продовольственным магазином в первом этаже.
Две каменные 2-х этажные пристройки и здание железнодорожной средней школы №8.
2-х этажное каменное здание автовокзала второго класса с отправкой 16-ти автобусов в час, 1970 г.

По четной стороне улицы:
Дом №10. 2-х этажное каменное здание средней школы.
Дом №16. 3-х этажное каменное здание для размещения Вологодского совнархоза. После постройки было передано Вологодскому путейскому техникуму как учебное здание.
Дом №30. 3-х этажный жилой дом «Маслопрома» с большим продовольственным магазином в 1-м этаже.
Дом №36. 3-х эт. 23-х кв. жилой дом горжилуправления.
Дом №52. 5-ти эт. 40 кв. жилой дом горжилуправления.
Дом №58. Дворец спорта «Юбилейный», 1967 г. Прораб постройки Н.И.Куприенко; начальник 2-го участка Дорстроя Северной жел. дороги Г.С.Орлов.
Дом №66. 3-х эт. 23 кв. жилой дом горжилуправления, 1951 г. Со дня заселения этого дома в нем живет заслуженный врач РСФСР Матаруева Н.В.

Запроектировано к постройке:

Дворец пионеров за домами нечетной стороны у стадиона «Строитель».
Напротив него с другой стороны улицы проектируется к постройке спорткомплекс политехнического института.
Дом №50. На углу улиц Калинина и Герцена 4-х этажное здание междугородней АТС.
Дом №68. 70 кв. жилой дом с пристройкой для кафе и с учреждениями быта в 1-м этаже: парикмахерская, ремонт одежды и обуви, прокат и другие.
Дом №70. 70 кв. жилой дом с аптекой и кафе в первом этаже.
Дом №72. 56 кв., 9 эт. жилой дом с пристроенным магазином. Этим последним зданием по ул. Калинина будет закончено застройкой оформление привокзальной площади Шмидта.

О благоустройстве

Вследствие того, что с 1898 г. было открыто пассажирское движение по линии Ярославль-Вологда-Архангельск с вокзалом в конце Желвунцовской ул., эта улица была замощена для проезда к центру города и к пристаням, расположенным на Московской улице, на б. Пречистенской и на Никольской набережных, куда проезжали по Зосимовской улице и через Красный мост. По теперешней улице Мира, ранее Глинковской набережной, движение было меньше и эта улица была замощена в 1914 г.
Желвунцовская улица была замощена много раньше, пожалуй, 7 лет тому назад. Ширина улицы между красными линиями застройки была 28 м с палисадником от домов шириной по 5 м и с деревянными тротуарами. Асфальтовых тротуаров не было. В единичных случаях они стали появляться с 1908 г. Транспорт был только конный, и потому на мостовой много скапливалось навозу и грязи.
В наше Советское время часть улицы Калинина была реконструирована полностью, т.е. с уничтожением палисадников и переносом тротуаров к жилым домам. От Советского проспекта и до р. Вологды эта реконструкция не делалась и она еще впереди. Улица вся была заасфальтирована. Все тротуары асфальтированы. Но благоустройство этой улицы не закончено. По новому генеральному плану ширина ее увеличивается до 38 м. Так, закладываются новые жилые дома шестидесятых годов. Старые ливнестоки двадцатых и тридцатых годов, превращенные местами в фекальные, а местами заброшенные или не очищенные, влияют на заболоченность улицы. После больших или продолжительных дождей вода подолгу стоит на дороге и тротуарах. Это можно наблюдать по четной стороне в ту и другую сторону от ул. Жданова, по этой же стороне между Урицкого и Советским проспектом, где проходила так называемая Андреевская канава (бывшее русло р. Содемы). Ливневая канализация территории р. Вологды проектируется, в том числе и ул. Калинина. Все это нужно делать при полной реконструкции улицы с новым асфальтированием проезжей части и тротуаров, с новыми газонами и озеленением.
В настоящее время состояние улицы Калинина несравненно лучше и благоустроеннее, чем старых улиц Желвунцовская и Зосимовская, но над ней еще очень много нужно работать, и особенно когда она оснащается новыми ливнестоками, новой канализацией, теплопроводом, газопроводом и разными подземными кабелями.

Пенсионер. Член историко-революционной секции
Вологодского областного краеведческого музея
Влад. Панов

Пенсионер-инженер, б. архитектор города Вологды
Вас. Панов

28 июня 1970 г.

Like: 

Average: 3.7 (35 votes)