Историческая справка об улице Можайского

С постройкой железнодорожной линии Вологда-Архангельск и с открытием движения поездов в 1897 году на южной окраине города Вологды, на бывших полях деревни Яминово в 1898-1900 гг. был построен новый каменный вокзал. Одновременно с этим на юге от вокзала через линии была проложена улица, названая Завокзальной, на которой выстроены первые двухэтажные и одноэтажные деревянные дома для станционных служащих, рабочих пути и депо.
С 1917 года улица стала быстро застраиваться и особенно увеличилась ее застройка после окончания Великой Отечественной войны с 1945 года. Тогда же начали прокладываться новые небольшие улицы и переулки с выходом на основную Завокзальную улицу, что и составило отдельный Завокзальный микрорайон.
В 1960 году улица Завокзальная переименована в улицу имени первого изобретателя в мире самолета МОЖАЙСКОГО Александра Фелоровича, 135-летний юбилей со дня рожения которого широко отметила общественность города Вологды 21 марта 1960 года.
Александр Федорович Можайский родился в Выборгской губернии 21 марта 1825 года. Отец его, Федор Тимофеевич Можайский, был лейтенантом военного морского флота, который в юности привил сыну любовь к морю и отдал его в Морской кадетский корпус, который А.Ф.Можайский окончил в 1841 году в звании гардемарина и был назначен в Балтийский флот. В 1853 году А.Ф. получил назначение на колесный парусный фрегат «Диана».
В 1854 году во время большого подводного землетрясения фрегат погиб у берегов Японии. При спасении личного состава судна А.Ф. проявил большое мужество, лично помог спастись всем матросам и тогда только, последним, покинул борт тонущего фрегата. С тех пор у А.Ф. зародилась мысль создать «летательный снаряд», не знающий морских бурь. Над созданием такого снаряда А.Ф. трудился ? лет.
В 1860 году, в виду полного сокращения по Парижскому договору военного флота России на Балтийском и Черном морях, А.Ф. вынужден был по сокращению уйти в запас.
В 1862 году А.Ф.Можайский женился на вологодской дворянке Кузьминой и переехал в имение Котельниково недалеко от города Вологды по Пошехонскому шоссе. Здесь он одновременно с основной работой посредника по крестьянской реформе 1861 года выработал на основе полета птиц систему летательного аппарата и проводил работы с ним. А.Ф., не имея средств на построение самолета, неоднократно обращался в Петербург и только в период 1878-1882 гг. А.Ф. добивается получения некоторых средств на постройку и испытание самолета. Испытание самолета, изобретенного А.Ф., проведено в 1882 году на Краснопольском поле у Николаевского военного училища. На дальнейшее усовершенствование самолета А.Ф. израсходовал все, что только мог, и на испытании в 1890 году при взлетах простудился, захворал воспалением легких и первый в мире творец самолета умер в чине контр-адмирала.
Сын А.Ф. Можайского – А.А. Можайский – был последним председателем Вологодской губернской земской управы.
В 1910 году конструктором Григоровичем по усовершенствованному проекту Можайского был построен четырехместный самолет «Русский витязь».

Улица Можайского – неопровержимый показатель роста города Вологды при Советской власти. Являясь основой нового Завокзального микрорайона, улица Можайского начинается от виадука, соединяющего улицу Мира с Пошехонским шоссе, и доходит до моста через речку Шограш, соединяя город с льнокомбинатом. На ней выстроены путейская хирургическая больница, три продовольственных магазина, два овощных, мебельный, книжный «Буревестник», большой промтоварный магазин, два детских сада, локомотивное депо, вагонное депо, школа-десятилетка №___, школа-интернат, столовая-кухня, две кочегарки, аптека №9, ателье, клуб локомотивного депо, кино «Спутник».
Жилищный фонд, объединяемый домоуправлением 21-НГЧ-4 по улице Можайского и другим, входящим в микрорайон, по состоянию на 15/I-1970 года выражается следующими показателями:
Улица Можайского – 46 домов, в том числе многоэтажных-многоквартирных – 9 (по 80 и более квартир).
Улица Локомотивная – 13 домов, в т.ч. многоквартирных – 3, ул. Ловенецкого – 10 домов, ул. Молодежная – 18 домов, Линейный переулок – 10, улица Осановская – 13, Локомотивный переулок – 2, Осановский пер. – 4, улица Ботаническая – 9 многоэтажных-многоквартирных, ул. Южная – 2 дома. Всего по улице Можайского и улицам микрорайона ? жилых домов, из них – 22 новых многоэтажных.
Население улицы Можайского и микрорайона – 7.518 человек, плюс общежития – 500, кооперативные дома – 300, школа-интернат №? - ?00 человек, Всего – 8.318 человек.
Большинство населения улицы – железнодорожники, рабочие депо, и лишь 10 % из горожан города.
Улица Можайского и другие улицы микрорайона хорошо заасфальтированы и имеют солидное ночное электроосвещение.
В 1968 году по улице Можайского от дома №40 и до конца проведена по обеим сторонам посадка липы и в газонах декоративно-кустарниковых насаждений, которые хорошо принялись за землю и в недалеком будущем будут украшением улицы.
Часть улицы от виадука и до дома №40 имеет хорошее озеленение прошлых лет. Улица и микрорайон обслуживаются почтовым отделением №13 и для передвижения населения - автобусом №7.
Жители улицы и района обеспечены бытовыми условиями: здесь имеются детсады, школы, современные культурные магазины, детская библиотека, парикмахерская, кино «Спутник», стадион «Локомотив», клуб локомотивного депо.
В конце улицы, против дома №56, построено 119 гаражей и строится вновь – 7, частников – владельцев автомашин, мотоциклов и велосипедов.
В новых многоквартирных благоустроенных домах с №50 и далее подается круглосуточно горячая вода и пр. Во всех кватирах газ и электроосвещение.
С утвержением улицы Можайского основной магистралью, соединяющей город Вологду с льнокомбинатом, Грязовцем, Ярославлем и другими городами, эта улица будет по движению одной из оживленнейших и культурных улиц города Вологды.

МАКАРОВ

Июнь-июль 1970 года
ул. Можайского, 50, кв. 1

Like: 

Average: 3 (1 vote)