Историческая справка об улице Машиностроительной г. Вологды

П р е д и с л о в и е

Прежде, чем приступить к историческому описанию Машиностроительной улицы и ее прошлого, были просмотрены и перебраны старые дореволюционные и современные литературные материалы в следующих учреждениях:
Областная библиотека им. Бабушкина
Библиотека областного краеведческого музея
Библиотека краеведческого архивного фонда
Материалы и планы главного архитектора г. Вологды и другие

Кроме литературных источников, были проведены встречи и беседы о прошлом состоянии улицы более чем с 10 гражданами.
В литературных источниках прежних веков нет данных о том, как образовалась улица. Не найдено также сведений, почему эта улица в прошлом получила название Малые Кожевники и по смежеству с ней улица Большие Кожевники, но объяснить безошибочно можно, на улице Малые Кожевники находились два кожевенных завода, принадлежавших частным лицам, купцам Бурлову и бр. Шелепиным, вот от нахождения этих кожевенных заводов, безусловно, без всякого сомнения, и получила в прошлом свое название улица Малые Кожевники.
Историческое прошлое и современное положение указанной улицы я разбиваю на два этапа: первый график – план дореволюционного состояния улицы и второй график – план современного состояния улицы, последний откорректирован с натурой в 1968 году.
Мое знание об улице Малые Кожевники встает во всю ширь. В моей памяти и воспоминаниях останется на всю жизнь, поскольку на этой улице я родился, провел детство и юность, и более чем до 50-летнего возраста прожил на улице – это моя родина.

Улица Малые Кожевники в дореволюционный период

Прежде всего, чтобы осветить поставленный вопрос, что представляла до революции улица Малые Кожевники, а это наглядно отображено на данном графике, я коснусь в общих чертах, что представляла улица и смежная территория, так как без этого прошлого нельзя строить правильные выводы.
Я остановлюсь на 3-х моментах исторического прошлого заселения этого края.
На улице Малые Кожевники находился кожевенный завод, открытый в 1875 году. Вначале, по сведениям специалиста Панова В.К., принадлежал Каменьщикову, а затем владельцу Бурлову. Часть фасадной каменной части завода выходила на берег реки Вологда.
В начале улицы М. Кожевники, на самом берегу реки Вологды, находилась каменная церковь Андрея Первозванного (Спасопреображенская).
Из книги «Вологодская старина» Степановского, 1890 г., время первоначального основания Фрязиновской церкви неизвестно, но по документам консисторского архива, сведения об этой церкви имеются только с 1618 года. Давно ли построена нынешняя каменная Фрязиновская церковь, сведений также не сохранилось, но по характеристикам ее архитектуры и давности, будет около двухсот лет. На куполе креста церкви был вензель императрицы Анны Иоанновны с короной. Церковь, именуемая Фрязиновской, называлась потому, что на месте ее нынешнего прихода было некогда дворцовое село, называемое Фрязиновым. А вот сведения об этой церкви из паспорта при Управлении культуры Вологодского облисполкома: церковь Андрея Первозванного построена на левом берегу реки Вологды, во Фрязиновой слободе. Фрязиновым называлось место, где в допетровские и петровские времена селились иностранцы, которых называли собирательным именем «фрязины» и «фрязи», и иначе «немчинами». Так на Руси называли иностранцев из Западной Европы, которые не могли говорить на русском языке.
В настоящее время церковь Андрея Первозванного зачислена в памятники архитектуры XVII века и охраняется законом.
В Подлесном сельсовете Вологодского района вблизи левого берега реки Вологды и церкви Андрея Первозванного расположены следующие деревни. Сведения из писцовой книги Вологодского уезда 1859 года.

Число дворов Расстояние от города в верстах

Фрязиново-Грабежное 6 ¼
Хорхорино 11 ¼
Дьяконово 16 1
Погарь 9 1
Желудкино 15 2
Доронино 14 2,5
Тепенькино 7 2,5
Баранково 10 3

В настоящее время все эти деревни существуют. Деревня Хорхорино давно передана в городскую черту и по решению горисполкома от 1959 года стала называться Хорхоринской улицей.
Вблизи ул. Горького расположена дер. Фрязиново, позднее присоединена к городу и стала улицей Солнечной.
Установить, когда образовались эти деревни и шло заселение края, неизвестно. Но если городу Вологде исполнилось недавно 800-летие, то надо полагать, что основание этого края и Фрязиновской набережной прошли долгие века.
На том месте, где несколько лет тому назад через реку Вологду был построен железобетонный мост в память 800-летия города Вологды, в старину по берегу реки Вологды размещались жилые дома, склады и амбары.
Из книги «Вологда», автор Фехнер: иностранные купцы завозили сюда свои товары и строили даже дома на отведенном дворцовом участке.
Иноземцы стали посещать Вологду четыреста лет назад как торговые люди.
Знаменитая некогда Фрязиновская слобода, а по плану города Вологды в середине XVII века Фрязиново, после опустошительных пожаров вновь беспорядочно застраивалось убогими лачужками.
Самым оживленным местом в Вологде недалеко от села Фрязиново была пристань на правом берегу реки Вологды. Вокруг этой пристани ютилось и жило много горожан и разного люда, которые занимались разными работами: одни шили паруса, другие строили и конопатили суда, третьи грузили в суда товары.
Пристань речников на правом берегу реки Вологды и по настоящее время находится, построен речной вокзал для прихода и отправления пассажирских пароходов.
Что представляла из себя улица Малые Кожевники до революции, характеризуется следующими данными:
Улица Малые Кожевники находилась от центра города на расстоянии 2-2,5 км. В 3-м участке, на протяжении около 1,0 километра от берега Вологды (Фрязиновская набережная) до заставы, рядом с водомерным постом на берегу реки и до полей деревни Хорхорино. Поля засевались рожью и овсом, ограждались легким забором нрзб (?).
Рядом с кожевенным заводом в 1903 году была построена мукомольная мельница, принадлежащая Бурлову Н.Я.
В стороне от улицы 200-300 метров находился разрушаемый (?) кожевенный завод бр. Шелепиных.
Позднее на берегу реки Вологды была построена лесопилка, принадлежащая братьям-купцам Шишкаревым, да рыбокоптильня, вот и все было тогда промышленное состояние улицы.
В первые годы революции по дороге к дер. Хорхорино за отводом было еще построено три частных домика. Заселена была тогда улица Малые Кожевники очень редко, всего было девять частных домов да несколько сараев и два полуразрушенных заколоченных домика. Можно было пройти всю улицу и не встретить ни одного человека.
На противоположной стороне улицы, на углу, стоял дом Горбунова. Горбунов через своих помощников закупал лен и продавал его «заморским купцам» Англии, Голландии и др.
На земельном участке Горбунова и Нечаева были большие амбары, склады и мастерские по обработке, приемке и хранению продукции.
Далее с той и другой стороны улицы были расположены два тенистых сада. Сад Нечаева справа был обнесен бревенчатым забором-тыном, бревна были очень плотно скреплены между собою, остроконечные сверху, привлекали внимание многих художников-любителей, которые рисовали с натуры забор, а за ним и мастерскую.
Напротив сад Горбунова был обнесен простым забором. Там росли яблони и другие ягодные кустарники.
Освещения на улице не было. Грунтовая дорога осенью и весной была изрыта глубокими рытвинами, колеи заполнялись водой и грязью так, что проехать на лошади было трудно и случайные ездоки, не знавшие другой дороги, более лучшей, терпели большую беду.
Для пешеходов по улице были сделаны мостки в две доски.
В темное время года жутко было проходить между этими тенистыми садами, а возвращаться домой, по роду своей службы, приходилось очень поздно. Бежишь по этой темной улице и думаешь, как бы быстрее выбраться к домам из этого мрака.
Около дома Гудковой стояла большая лужа, сильно заболоченный участок. В этой луже водилось много лягушек, которые в теплые вечера задавали большое уркание. Этот лягушечий «концерт» далеко был слышен.
У завода Шелепиных стоял тенистый сад, он примыкал непосредственно к улице, а также сад у дома Каменщикова.
У дома №9 на пожне Деньгиной росли смолистые тополя, черемуха, рябина, яблони, две большие елки и другие деревья, даже ягодники.
В 1929 году к этому дому подвезли строительный материал и приступили к строительству завода «Красный пахарь», переименованный затем в машиностроительный завод «Северный коммунар».
На пожне Волкова росла большая роща, а на заболоченном участке был луг, росли низкорослые болотистые травы. На берегу этой пожни при маленьком жилом доме была открыта небольшая чайная.
Поздно вечером в кустах иногда слышалось крякание коростелей и пение соловья.
Часто весной были большие наводнения, река в паводок широко разливалась, заливая низкие места, всю пожню Волкова и даже вода подходила близко к дому №9.
Помнится, когда я учился в городе, весенняя вода заливала до Красного моста бывшую Никольскую улицу (низкое место у подхода к мосту) и, чтобы попасть на мост, людей перевозили в телеге на лошади.
В зимнее время на низком левом берегу реки Вологды производился ремонт пароходов и барж, а в летнее время к берегу пригоняли плоты из строевого и дровяного леса, а прибывшие из дома на зароботки зыряне выгружали и пилили на дрова и складывали на берегу в большие поленницы.
Лесопилка Шишкарева на берегу реки (лес выгружали из реки нрзб (?) и на пилораме распиливали лес на разные сорта.
В летнее время я был любитель половить в реке Вологде рыбу на низовку и веревку. С соседом, рыболовом-профессионалом, ямщиком, часто на лодке сетями, неводом, ботальницей и др., вылавливали большое количество разной рыбы: щуки до метра, язи, нрзб (?). Любитель я был и покупаться в реке, все это оказывало благотворное и приятное наслаждение.
Будучи на службе в Красной Армии, я через письмо узнал, когда в 1920-м году в летнее время в Заречной части города вспыхнул большой пожар, уничтоживший почти всю застроенную часть по левому берегу Фрязиновской набережной, на участке от Красного моста до Андреевской улицы (улица была у церкви Андрея Первозванного).

План-график застройки улицы Машиностроительной по состоянию на 1968 год

Интенсивная застройка и освоение территории Машиностроительной улицы начались после 1928 года. С постройкой ряда заводов улица Малые Кожевники в 1959 году по решению Вологодского горисполкома была переименована в улицу Машиностроительную на общем протяжении 1130 м.
Позднее смежная улица Большие Кожевники переименована в улицу Горького.
Продолжение улицы Машиностроительной позднее получило название улицы Судоремонтной.
Построены были в разное время на свободных земельных участках, примыкающих к улице, следующие предприятия:

Судоремонтный завод в 1928 году
Завод «Северный коммунар» в 1930-31 гг.
Завод железобетонных изделий в 1958 г.
2-й производственный участок фабрики «Прогресс» в 1951 г.
Кожевенный завод в 1934 году переоборудован и преобразован в овчинно-меховую фабрику.

Судоремонтный завод в своем прошлом развитии имел долгую историю, начав от мелкого кустарного производства и частных ремонтных мастерских, до крупного промышленного значения.
С образованием заводов идет дальнейшее благоустройство улицы: построен детский сад, столовая, спортивная площадка, насосная станция.
Перед заводом «Северный коммунар» на берегу реки Вологды организован сквер с разбивкой аллей и посадкой зеленых насаждений.
Вдоль улицы посажены лиственные деревья.
В 1958-59 гг. произведено асфальтирование улицы. Проведено электрическое освещение. В эти же годы проведен водопровод, канализация и кабельное хозяйство.
По улице открыто автобусное движение.
В связи с частичной реконструкцией Машиностроительной улицы, улица с выходом на берег реки Вологды закрывается, где в настоящее время на оси дороги строится заводом «Северный коммунар» 5-ти этажный каменный дом.
В настоящее время на Машиностроительной улице еще сохранилось семь старых деревянных домов:
- в 2-х этажном доме №27 разместилась средняя школа №4 гороно,
- в доме №2 на берегу реки Вологды и в других ведомственных домах проживают граждане.
В 1968 году 2-м производственным участком фабрики «Прогресс» на месте снесенных трех частных домиков построен громадный мебельный 3-х этажный железобетонный цех.
Таким образом, территория Машиностроительной улицы по своей частной застройке и освоению, а также благоустройству приняла почти 100 % ее использования по сравнению с дореволюционным временем, где, я считаю, площадь была застроена очень редко и в большой части представляла пустырь с освоением площади не более 10-15 %. В настоящее время даже русло реки Вологды в районе судоремонтного завода не на один километр используется в зимнее время на сплошную 2-х стороннюю стоянку различных речных судов.

Некоторые перспективы, данные из материала Ленинградского проектного института

По пос. Заречному проходит железнодорожная ветка от разъезда Рыбкино до завода «Северный коммунар».
По санитарным требованиям овчинно-меховая фабрика и завод железобетонных изделий должны быть в дальнейшем перебазированы в другие места.
Существующая водопроводная и канализационная сети требуют усовершенствования.
Теплоснабжение Заречного поселка планируется от реконструируемой ТЭЦ льнокомбината, а сейчас заводы получают тепло от своих небольших котельных. По генеральному плану в районе Заречного поселка намечается сеть городских магистралей, трамвайного и автобусного движения.
У нового железнодорожного моста через реку Вологду на правом берегу проектируется парк. Улица Горького отводится под застройку 5 и 9-ти этажных домов.
Построено здание музыкальной школы с концертным залом, хлебозавод, поликлиника, 2 продовольственных магазина. Этот район по занимаемой территории и количеству жителей будет являться самым крупным районом Заречья.
Проектом предусматривается, что ряд улиц: М.Сибирская, Связи, 2-я Фрязиновская – подлежат к закрытию.
На свободном участке улицы Горького, у бывш. участка мясокомбината, предусмотрено строительство здания кино с прилегающими участками сквера.
По берегу реки Вологды организуется зеленая зона для прогулок и отдыха населения.
В 1962 году силами общественности организован заречный парк площадью в 10 гектаров.
По решению горисполкома 9 апреля 1963 года заречному парку, находящемуся на Сибирской улице, присвоено наименование «парк Ветеранов труда».
Парк по-своему приобрел городское значение и будет по плану в дальнейшем развиваться и благоустраиваться.
Об увековечивании памяти старейших коммунистов и активных участников Великой Октябрьской Социалистической революции и гражданской войны по решению горисполкома 8 октября 1963 года и 8 сентября 1964 года переименовать улицы: Армейскую набережную в набережную VI Армии, разгромившей интервентов на Севере в 1918 году, Большую Сибирскую в улицу имени Самойло, бывшего командующего VI героической Армии.
На угловом здании улиц Горького и Самойло в настоящее время установлена мемориальная доска в честь памяти героя т. Самойло.
В связи с 20-й годовщиной победы Советского Союза над фашистской Германией, увековечением памяти погибшего в Великой Отечественной войне Героя Советского Союза, вологжанина, переименовать улицу Моховую в улицу имени Образцова, где установить на угловом доме мемориальную доску.
Решением горисполкома от 31 мая 1967 года в связи с просьбой пионеров дружины им. В.Н.Прокатова средней школы №15 гор. Вологды по улице Горького, в целях увековечения памяти Героя Советского Союза Василия Николаевича Прокатова улица Фабричная переименована в улицу Прокатова.

Инженер, член историко-революционной секции при
Областном музее Пастухов

Like: 

Average: 5 (2 votes)